Киевский дискуссионный клуб дилетантов (club_seminar) wrote,
Киевский дискуссионный клуб дилетантов
club_seminar

Модерн VS архаика: магические кланы рвутся во власть

Заседание КДКД 10.04.2012
Докладчик Владимир Ешкилев

   Модерировавший заседание КДКД 10 апреля Сергей Дацюк на удивление душевно представил одноклубникам докладчика, писателя и культуролога Владимира Ешкилева. Модератор цветисто расписал, как докладчик был препровожден из родного Ивано-Франковска в Киев, и как был «водружен на этот постамент славы в Клубе дилетантов…». На что тут же получил ответный комплимент «…рядом с божеством». Этот неожиданный обмен любезностями между Дацюком и Ешкилевым обещал живое и насыщенное клубное общение; так оно и получилось.  



Пионер сучукрлита Владимир Ешкилев – также и один из его первых критиков. Именно ему принадлежит термин «станиславский феномен» (описывающий группу литераторов Ивано-Франковска, ориентированных на эстетику постмодернизма). В конце 90-х при кураторстве Ешкилева создавалась Малая энциклопедия украинской актуальной литературы «Возвращение демиургов». В рамках этого издания была поставлена задача непредвзято обозначить актуалии украинской литературы, направления и группировки внутри нее. Как рассказал докладчик, в процессе работы он открыл для себя гигантский пласт литературы, с которым не был знаком ранее: «Оказалось, что украинская культура и гуманитаристика напоминает яблоко: тонкая шкурка это сучукрлит, модерн и постмодерн, а в середине этого яблока – некая цивилизация, которая для меня была terra incognita, потому что я родился в городе, а не в селе. Мы имеем огромный океан псевдомагической цивилизации, которая живет в украинском селе, в маленьких городках. Это люди, мыслящие родоплеменными категориями. В Украине существует жизнеспособная структура кланового общества, построенного по принципу родовой семейственности. В советское время не была уничтожена древняя общинная основа, хотя она была переформатирована в колхозно-совхозные формы. И эта цивилизация законсервировалась. При малейшей попытке исследования она дает весьма интересную реакцию – вполне языческую. Все это было ретроспективным путешествием в древность».
Тема, предложенная Ешкилевым к обсуждению, звучала «Столкновение в Украине модерной и псевдомагической цивилизаций и отражение этого процесса в современной литературе». На первый взгляд, модернизационные процессы, которые идут в Украине, сопровождаются урбанизацией и разрушением сельских традиций, фактически – угасанием традиционной культуры. Но это по-прежнему мощный культурный пласт со своим искусством, со своей литературой.
Его отличает тестаментарно-рустикальный дискурс, который прославляет село и его ценности. Сюда относится краеведческая литература, фольклористика. Писатели провинции реагируют на запрос своей провинциальной аудитории, реконструируя древние сказания и верования. Это характерно для большинства региональных отделений Спілки письменників України. Хотя в этом же направлении работают и титулованные литературные «звезды» – Мария Матиос и Люко Дашвар, а также Иван Билык, в частности, в романе «Похорон богів». Юрий Проценко предположил, что к этому же кругу принадлежал и Олесь Бердник.
Знаковой фигурой здесь стал Тарас Шевченко. Шевченко обладал признанием среди дворянских украинских родов и неплохими перспективами в столичном Петербурге. А еще – множеством талантов: живописца, эссеиста, поэта. Но из всех возможных вариантов его репрезентации самым востребованным оказался образ Кобзаря.
Масон и гностик Сковорода не смог составить конкуренцию крестьянскому сыну Шевченко. Достаточно сравнить количество памятников тому и другому, чтобы сделать такой вывод. Гностическая линия, которой симпатизирует докладчик, обращена к европейским ценностям и к европейской мистике. Однако она не возобладала в Украине, была оттеснена на маргинес. Зато в произведениях Владимира Ешкилева ей воздано должное. В частности, Григорий Сковорода – главный герой его нового романа «Усі кути трикутника».
В своих книгах «Богиня и консультант» и «Побачити Алькор» Владимир Ешкилев также обращался к теме мистицизма, пытался отразить варианты возрождения жречества. Если кто и представляет жрецов в виде вдохновенных волхвов с жезлами у алтарей, то жрецы Ешкилева – за рулем дорогих машин, они владеют респектабельными усадьбами под Киевом или Ивано-Франковском. Писатель, таким образом, не только отражает, но и моделирует магическую реальность.
По наблюдению Ольги Михайловой, моделирование магической реальности в книгах Карлоса Кастанеды сработало на поддержание и воссоздание магической цивилизации Латинской Америки. Это же относится к представителям школы «магического реализма», хоть и в меньшей мере. Докладчик подтвердил, что выход этих книг подхлестнул мексиканских мистиков и визионеров. Но попутно порекомендовал держаться от такого творчества подальше.
Открыв для себя глубины традиционной архаики, Ешкилев решил в свое время познакомиться поближе с народными магическими практиками – благо на Прикарпатье и в Карпатах они широко представлены. Исследуя предмет, он обнаружил два различных, независимых друг от друга магических слоя. Мольфарами представлен первый слой, очень древний, еще дако-фракийский, ему более двух тысяч лет. Очевидно, сейчас на наших глазах эта традиция умирает. В частности, один из последних авторитетных мольфаров, Нечай, был убит прошлым летом.
У докладчика есть мнение относительно того, на чьей совести эта смерть. Прежде всего, она могла быть выгодна конкурирующей магической ветви. Ее Ешкилев отождествляет с гуцульскими ведьмами, принадлежащими тюркской магической традиции. Последняя укоренилась в Карпатах и Прикарпатье с ІХ века, когда тюркские народы (в том числе гуцулы) пришли сюда из Средней Азии. Матриархальные корни этой традиции – причина, почему носителями магического начала в ней стали женщины, ведьмы.
Тема традиционной магии оказалась так интересна одноклубникам, что докладчику поневоле пришлось выступить здесь экспертом. Юрий Проценко и Олег Оболенский заинтересовались техническими аспектами: как именно осуществляется магическое воздействие? Ответить на этот вопрос с позиций позитивного знания, и тем более науки, Владимир Ешкилев не считает возможным: «Механизм того, как эти вещи работают, непонятен и самим колдунам и ведьмам. Их действия происходят по шаблону, который унаследован от предков. Ритуал не требует осмысления. Если он совершается без осмысления, он имеет такую же силу, как если он совершается с осмыслением. Таинство, которое совершает священник после трех дней запоя, и таинство, которое совершает священник святой жизни и праведности – абсолютно одинаковы, действенны и знаковополагающи для христианского эгрегора».
Далее докладчик рассказал, что наиболее распространена среди славян теллурическая, земная магия, та, что взывает к местам силы. Имеет место выраженный дуализм: есть дневные белые маги и есть те, что поклоняются силам ночи. Славянские маги работают с предметами, то есть речь идет о магии подобия. Она осуществляется через посредников, а посредниками выступают вещи, которые подкидываются в дом.
Чувство опасности, исходящее от предметов-посредников, знакомо Ешкилеву. Он признался, что сам обладает опытом волшебного, и среди его русских предков были колдуны. Это спровоцировало вопрос Олега Оболенского о специфике украинской магической реальности в сравнении с русской. Но разделять магические традиции в соответствии с государственными границами Ешкилев не склонен. Как и говорить о чистоте традиции вообще. На Украине тоже нет чисто славянской традиции, много тюркских вкраплений. На востоке существует восходящая к иранским корням традиция Хорса, на западе – традиция мольфаров. В России доминирует финно-угорская шаманская линия. Впрочем, все ритуалы в украинских селах осуществляются на украинском языке, как и в России – на русском.
Отвечая на вопрос гостя КДКД Даромира относительно глубинных основ магии, докладчик выразил свое понимание: «Я уверен, что трансцендентный мир не имеет измерения добра и зла. Оно существует только там, где дух соединен с телом. Добро и зло появились из соединения духовного и телесного».
География украинской магии – лесные регионы: Карпаты, Киевщина, Черниговщина, Житомирщина. Плюс к этому – Запорожская область, где находится древнее капище Каменная могила. Там совершаются торжественные церемонии неоязычников, взглянуть на которые порекомендовал всем интересантам Владимир Ешкилев. Как еще составить мнение о магическом мире?
Конечно же, не из телепрограмм типа «Битва экстрасенсов»! Инна Корнелюк высказала недоверие этому шоу. А Сергей Дацюк подчеркнул, что настоящий маг в рейтинговую программу не пойдет. Но Владимир Ешкилев заметил, что люди – разные, и маги – разные, и не все из них – просветленные отшельники. Маги проявляют заинтересованность, если нечто может принести им деньги. И тем более – если речь идет о власти.
Докладчик был в свое время поражен тем фактом, что ведьмы не обороняются и не скрываются. Напротив, по его наблюдениям – они откровенно стремятся к власти и помогают своим детям занимать ответственные посты, во всяком случае, на местном уровне. Это, в свою очередь, делает их совершенно безнаказанными. Тем более что с неугодными они расправляются не ножом и не пулей. Но почему-то односельчане вдруг начинают болеть странными болезнями, на них нападет беспричинный страх и они отказываются от пищи. В отдельных селах ведьмы единолично правят, уничтожая всех несогласных. Но называть эти села Ешкилев отказался, чтобы избежать неприятностей. Разве что упомянул Колодиевку Тернопольской области. Там монахи-студиты основали монастырь, специально, чтобы противостоять четырем местным ведьмам. Сейчас в селе Колодиевка монастыря уже нет, он перенесен. А ведьмы как были, так и остались.
Осуществляя как политтехнолог выборы по мажоритарным округам, Владимир Ешкилев столкнулся с этими вопиющими фактами, знает участников: «Я видел ведьмократию на уровне села, районного центра, и к чему это приводит. Это село, где все друг друга боятся, где закрыты двери и окна. Священник – племянник той же ведьмы, и он член того же клана, как и директор школы, и местный милиционер. И это все авторитеты и власть. Я знаю людей, которые сбежали в город – это дети уничтоженных ведьмами семей. Они репрессированы. И даже приехать на могилы родителей они боятся. Они боятся встретить односельчан в городе».
В своих книгах Владимир Ешкилев пользуется термином «ведьмократия». Как писатель он намеренно драматизирует ситуацию, ведь на сегодня «ведьмократия» не распространяется за пределы одного села или, в крайнем случае, района. Но, обеспечив электорат трех-четырех сел, ведьма может повлиять и на выборы в Верховную Раду. Поэтому докладчик представил эту тенденцию как угрозу, причем общеукраинского масштаба.
В чем же конкретно состоит эта угроза, попросил объяснить Кость Матвиенко, сам написавший несколько популярных книг фэнтези. По мнению Владимира Ешкилева, неоязычество несет в себе зародыш тоталитарных общественных и государственных форм: «Общества, в которых правят жреческие коллегии (или их ставленники с псевдомагическим мышлением) можно описать как фашистские, недемократические. Если им дать развиться, в Украине возможно становление подобного типа государства и социума. Чего мне лично не хотелось бы. Я тяготею к либеральному и урбанистическому мышлению».
Столкновение модернистского и архаического начал проходит практически во всех странах, хотя в отдельных из них модернистское явно преобладает. Это страны, возникшие как политические проекты – США, Израиль. Такая догадка Олега Мингалева нашла подтверждение у Владимира Ешкилева. Также невелика магическая составляющая в Западной Европе. Причина в том, что в Европе в течение 400 лет действовала инквизиция. Она почти полностью истребила магические кланы. Нацисты, придя к власти, первым делом занялись импортом магов, особенно из Тибета и Гималаев, где сохранилась традиция Бон. К тому же в фашистской Германии утвердились арийские языческие культы. Все это – дополнительные аргументы в пользу близости тоталитарного и магического.
Можно согласиться, что антилиберальная критика в определенной мере инспирирована традиционалистами-язычниками. И она звучит все более остро в нынешних условиях кризиса, который переживает западный либеральный мир. В этом контексте Олег Бахтияров озвучил на заседании КДКД идею гипермодерна, имея в виду новый качественный уровень магической цивилизации, что надстроится поверх модерна и постмодерна. И Владимир Ешкилева не отрицал, что это – одна из возможных партий конструирования будущего.
Критика глобализма, и особенно культурного глобализма, естественно, сопровождается «поправением» политики. Рост антиглобализма и влияние праворадикальных сил весьма ощутимо в Украине. Это можно наблюдать по динамике рейтингов партии «Свобода». В отношении этой партии Владимир Ешкилев заметил, что она явно базируется на мифах псевдомагической цивилизации. Или кланово-общинного типа мышления? Олег Оболенский и Максим Пустовой в этой связи попросили озвучить основания, на которых отождествляется магическое и родовое мышление. Общим для того и другого, по мнению докладчика, можно считать дискретность, замкнутость и превалирование локального над глобальным.
Для основной массы населения сел и мелких городков предпочтителен лидер, который разделяет ориентиры и ценности псевдомагической цивилизации – свой лидер. Именно на этом, считает докладчик, была основана победа Виктора Ющенко: «Этот человек мыслил категориями Триполья, древней рустикальной украинской традиции. Он с модернистским миром ничего общего не имел по своим воззрениям и мотивациям. Преобразований ожидала тонкая прослойка, которую тоже можно сравнить с кожурой яблока. Но модернизатор типа Анатолия Гриценко, либерал со всеми атрибутами, этому обществу чужд, у него рейтинг 2%. А в Ющенко узнавали своего, и он смог победить. Парадокс в том, что на Ющенко были возложены модернизационные ожидания общества. Но как человек с псевдомагическим мышлением может вести Украину в Европу, создавать базовые условия для гражданского общества и так далее? На самом деле политтехнологи действовали цинично. Я пытался объяснить людям, что это плохой парадокс, что он приведет к поражению модернистского проекта».
Сергея Дацюка и Костя Матвиенко живо интересовал вопрос, используют ли нынешние украинские политики магические практики. От этого вопроса докладчик ушел, но заметил, что степень мифологизации в Украине очень высокая. Причем политтехнологи заняты тем, что создают сказки, мифы, образы. Через эти образы обычный житель страны и мыслит политику. Некоторые мифы приживаются особенно успешно. Например, миф о мессии, который придет и всех спасет. Другой пользующийся неизменным успехом миф – о вечной оккупации Украины и ее враждебном окружении. Для консолидации ничего лучше и придумать нельзя, а если что-то идет не по плану, всегда есть, чем оправдаться. Еще одна сказка от политтехнологов – о борьбе с олигархами. Популистские партии прибегают к ней особенно охотно.
Публичные политики обречены сами верить в эти мифы. Если они не будут верить, они не смогут быть достаточно убедительны, и не поведут за собой электорат. Но, отметил Ешкилев, публичной сферой политика не исчерпывается. За спиной спикеров партий стоят настоящие, теневые политики, которые управляют финансовыми потоками. Это очень циничные люди. Возможно, у них есть свои сказки и свои мифы, и даже более психопатические. Но говорить о них Ешкилев не стал, прежде всего, потому, что видит себя не столько политтехнологом и частью этой системы, сколько – писателем. Своей миссией он считает – озвучивать отслеженную тенденцию, заставить говорить о ней в превентивных целях. На что Максим Пустовой с иронией заметил, что и сам доклад может оказаться в итоге частью проекта ведьмократии, а уважаемый докладчик – невольным орудием в магических руках.
Раз уж докладчик противопоставил себя магической традиции, можно было предположить, что ему известны методы противодействия ей. Поэтому на Клубе неоднократно звучали просьбы поделиться методикой. Совет был один: серьезная система образования в пределах кантовского критического метода мышления. И никакой анти-магии: это опасно и не всем под силу. Ешкилев убежден: раз созданное магическое поле гораздо более устойчиво и жизнеспособно, чем конкретно взятый человек, и уничтожить его может разве что атомная бомба.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments